Анализ методической работы

А Н А Л И З  МЕТОДИЧЕСКОЙ   РАБОТЫ МБОУ    «ХОЛМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ХОЛМ – ЖИРКОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

2013– 2014 учебный год

 

Методическая  работа  МБОУ «Холмовская средняя общеобразовательная школа» была направлена на обеспечение высокого качества образования и формирование  учебной мотивации у обучающихся через реализацию образовательных программ и учебно–воспитательный процесс. В 2013-2014 учебном году продолжалась работа педагогического коллектива по целевой комплексной программе развития школы под названием «Образование. Здоровье. Безопасность», принятой на 2010-2015 гг. Методическая тема школы на 2013-2014 учебный год — «Совершенствование современного урока и воспитательной системы как средство повышения качества образования в условиях формирования новой школы».

Задачами методической работы в 2013-2014 уч. году были следующие:

— начать работу по новой методической теме «Совершенствование современного урока и воспитательной системы как средство повышения качества образования в условиях формирования новой школы».

— провести тематические педсоветы:

1) ИКТ – технологии. Совершенствование методов обучения на уроках с применением ИКТ- технологий. (ноябрь, отв. Петухова Н.Н.)

2) Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. (январь, отв. Лопунова И.Б.)

3) ФГОС второго поколения: преемственность и инновационность. (март, отв. Петухова Н.Н.)

 

— продолжить работу по внедрению развивающего обучения и здоровьесбережения учащихся, использовать полученные знания на практике при проведении уроков и внеклассных мероприятий,

— провести работу по научно-методическому обеспечению изучения и реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.

— внедрение новых форм непрерывного повышения  профессиональной компетентности педагогов,

— развитие и совершенствование системы работы  и поддержки одаренных учащихся,

— привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

 

Это традиционные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

При проведении школьных методических объединений, при планировании и проведении педагогических советов, совещаний при директоре и завуче, при посещении уроков администрацией, при взаимопосещении уроков, при проведении открытых уроков в самоанализе и анализе обязательно обсуждалось, как ведётся работа в этом направлении.

За прошедший учебный год работы было проделано следующее:

1) Проведены заседания тематических педагогических советов:

— ИКТ – технологии. Совершенствование методов обучения на уроках с применением ИКТ- технологий. (ноябрь, отв. Петухова Н.Н.)

— Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. (январь, отв. Лопунова И.Б.)

— ФГОС второго поколения: преемственность и инновационность. (март, отв. Петухова Н.Н.)

 

Все заседания проходили на высоком уровне, были представлены выступления, тщательно продуманные, причем многие из них – с применением презентаций, видеоматериалов.

На заседании второго тематического педсовета выступили учителя, которые в текущем учебном году готовились к подтверждению квалификационных категорий. Это Волосухина И.Я., Голубева Л.И., Сергеева В.Н., Набережная И.А., Алексеева Т.А., а также молодой учитель Лохматова Д.В. Каждая из них представила работу по использованию компьютерных технологий на уроке, презентации, конспекты уроков по ФГОС. Особенно интересным было выступление Волосухиной И.Я., которая рассказала о своей работе в интернет-сообществах, о проведении уроков с использованием презентаций. Вызвало интерес выступление Голубевой Л.И., которая рассказала об опыте работы с гугл-документами.

По теме педсовета «Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры» выступили классные руководители различных ступеней образования, а также Лопунова И.Б. Интересны были доклады учителей младших классов по совместной работе с родителями. Это учителя Коврига Т.А., Иванова Е.В.

На заседании третьего тематического педсовета рассматривалась работа школы по новым стандартам второго поколения. Здесь активную роль сыграли учителя, уже работающие по новым требованиям: Сергеева С.А., Волосухина И.Я., Алексеева Т.А.Особое место в их выступлениях заняло объяснение коллегам, как нужно работать с портфолио учащихся. Кроме того, Волосухина И.Я. рассказала о работе по проведению метапредметных интегрированных уроков в 6 а классе: русского языка и биологии, русского языка и математики, русского языка и истории.

 

2) Большое внимание в текущем учебном году уделялось новым нормативным документам, опубликованным в новых редакциях, и новым ФГОС.

3) Продолжена традиция проведения Фестиваля школьных наук, который прошёл в феврале 2014 года. Все учителя провели разнообразные уроки и внеклассные спортивные мероприятия с применением современных технологий и методик, посвященные Олимпиаде 2014. Причем многие мероприятия были проведены по параллелям классов или с приглашением учащихся других классов, родителей. Некоторые классы провели свои мероприятия на базе районного спорткомплекса «Лидер» (Волосухина И.Я., Комарова Т.М., Сергеева В.Н., Голубева Л.И.).

В рамках Фестиваля была организована выставка рисунков, представлены презентации учащихся и учителей, проведены конкурсы чтецов, спортивные соревнования. Впервые в школе были проведены соревнования по биатлону среди ребят старших классов, что вызвало огромный интерес среди учащихся. Проведены следующие мероприятия:

Предмет Название мероприятия Учитель Класс
Информатика Олимпийский проект «Информатика + химия». Голубева Л.И.Сергеева В.Н. 10 а.б
Биологияхимия Звездный час на спортивную тематику Сергеева В.Н.Набережная И.А. 8, 9 а,б
Математика Урок «Математика и Олимпийская символика» Брынчик И.Л. 56
Математика Кл.час «История Олимпийских игр» Овчинникова Е.Ю. 7 б
Литература Конкурс стихов на спортивную тему Капленко Е.В.Устюгова И.В. 8, 10а,б
Математика КВН «Математика и спорт» Алексеева Т.А. 6а,10а
Математика Кл.час «Спортом заниматься надо»Урок «Математический биатлон» Даниленкова Л.А. 5 б         11

 

Русский язык Лингвистические игры по русскому языку Петухова Н.Н. 5 а
Литература Игровая программа «Виды спорта на Олимпиаде» Сазонова Л.А. 7 а
Физика Конкурс стенгазет Глазунов В.А. 7-11
Начальные классы Конкурс «Мы все хотим олимпийцами стать» Комарова Т.М.Волосухина И.Я. 2 б, 6 б
Начальные классы «Большие гонки»(соревнования) Сергеева С.А.Тихомирова Т.М. 4 а, 3б
Начальные классы. Викторина «История талисманов» Иванова Е.В. 3 б
Начальные классы «Наш друг спорт» Верзилова Н.А. 1 а
Начальные классы Олимпийские игры Сергеева С.А.Горбачева С.Н. 4 а, б
Начальные классы Веселые старты Багаева Н.Б, 1 б
Начальные классы Проект «Герои спорта» Коврига Т.А. 2 а
История, обществознание История Олимпийских игр (внеклассное мероприятие) Стульченкова Н.А.Литвинова Е.В. 5 а, 6 а

 

Как видно из представленной таблицы, проведены разнообразные мероприятия и привлечены все классы.

4) В школе работали методические объединения, через которые учителя могли повышать свою педагогическую компетентность.

5) Организовывалось участие детей в областных, районных и школьных спортивных соревнованиях. Наши ученики в этом году принимали участие в соревнованиях по футболу, защищая честь сборной района. Это ученики 11 класса Савковский Д., Фролов С., Смирнов С., Скворцов С. По итогам года они были награждены Почетными грамотами и призами от районного Комитета по культуре.

6) Отслеживалось также состояние здоровья учащихся (на основании данных медицинского осмотра).

7) Постоянно проводилось научно-практическое консультирование учителей администрацией школы, через областные семинары при ИУУ. В этом году была применена такая форма работы, как использование вибинаров, интернет-курсов. (учитель Петухова Н.Н.),

8) Организовывалось участие детей в различного рода олимпиадах: предметных, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», интернет-олимпиадах по математике, русскому языку и конкурсах по английскому языку «Английский бульдог», международной игре-викторине по литературе «Пегас», по биологии «ЧИП» (человек и природа).

9) Учителями были разработаны предметные и элективные курсы в рамках работы по предпрофильному обучению в 8-11 классах.

 

№ п/п Ф.И.О. учителя Название курса
1 Даниленкова Л.А. 1)Предметный курс по математике «Углубление основного курса математики» 10 класс2)Предметный курс по математике «Подготовка к ЕГЭ» 11 класс3) Элективный курс по математике «Решение текстовых задач» 9 класс

4) Элективный курс по математике «Мой друг – модуль» 10 класс

5) Элективный курс по математике «Практикум по решению задач» 11 класс

2 Алексеева Т.А. 1)Предметный курс по математике «Математическая логика в задачах» 9 а класс2) Элективный курс по математике «Квадратичная функция в задачах» 9 а класс3) Элективный курс по математике «Текстовые задачи» 10 а класс

4)Предметный курс по математике «Избранные вопросы математике» 10 а класс

3 Литвинова Е.В. Элективный курс предпрофильной подготовки «На пути к профессии» 9 класс
4 Устюгова И.В. 1)Факультативный курс по русскому языку «Слово и текст» 7 класс2) Факультативный курс по русскому языку «Трудные случаи русской пунктуации» 8 класс3)Предметный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» 10 класс
5 Набережная И.А. 1) Элективный курс «Экология: глобальные проблемы окружающей среды и природопользования» 10 класс2) Элективный курс «Экология» 9 класс3)Предметный курс по биологии «Трудные вопросы школьного курса биологии» 10 класс
6 Сергеева В.Н. 1)Элективный курс «Мир органической химии» 10 класс2)Элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии» 9 класс3)Элективный курс «Окислительно-восстановительные реакции» 11 класс

4)Предметный курс «Химия в задачах и упражнениях» 10-11 кл.

5) Факультатив «Тайны химической лаборатории» 8 класс

7 Петухова Н.Н. 1)Предметный курс по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» 11 класс2)Элективный курс по русскому языку «Избранные вопросы русского языка» 11 класс
8 Сазонова Л.А. 1)Элективный курс «Готовимся к ГИА» 9 кл., русский язык2)Факультатив по русскому языку «Учись писать грамотно» 7 класс
9 Капленко Е.В. 1)Элективный курс по русскому языку «Учимся работать с текстом», 9 класс2)Предметный курс по русскому языку «Готовься к ЕГЭ» 10 класс3)Элективный курс по русскому языку «В пространстве текста»
10 Стульченкова Н.А. 1)Предметный курс «Трудные вопросы школьного курса обществознания», 10-11 классы2)Элективный курс «Экономическая сфера», 10 кл3) Элективный курс «Правоведение» 11 кл.
11 Глазунов В.А. 1)Элективный курс по физике «Механика» 10 класс2)Предметный курс по физике «Физические задачи» 11 класс3)Элективный курс по физике «Опыты и эксперименты в физике» 9 класс

 

Из представленной таблицы видно, что предметные и элективные курсы охватывают почти все предметы и учитывают желание ребят заниматься углубленно не только по русскому языку и математике (как правило). Рабочие программы педагоги разработали самостоятельно, все материалы прошли экспертизу и утверждены.

В 2013-2014 учебном году в школе продолжена работа по индивидуализации и психологизации образовательного процесса благодаря работе психолога. Позитивные тенденции в этом – создание психолого-педагогического сопровождения, сотрудничество кл.руководителей, учителей-предметников, соц.педагога, психолога.

Проводилась большая работа по увеличению числа успевающих учащихся: были разработаны и составлены планы по ликвидации неудовлетворительных оценок среди неуспевающих учащихся, продумана профилактическая работа с такими учащимися. И как результат – снизилось число неуспевающих и учащихся, оставленных на повторный курс обучения.

Кадровый состав в школе на протяжении многих лет остаётся стабильным.

Возрастной состав педагогических кадров (чел./%)

 

Весь педагогический состав, включая совместителей Возрастные группы
Всего до 40 лет 41-50 51-65 свыше 65 средний возраст
Администрация 4/11 1/25 3/75 0/0 0/0 40,2
Педагоги 31/89 5/17 14/45 12/38 0/0 42

 

Количество учителей–предметников по стажу и специальностям:

 

Предметы Стаж  
До 1 года 2 – 5 лет 5 – 10 лет 11 – 20 лет Свыше 20 лет Всего
1 Начальная школа 4 6 10
2. Русский язык, литература 1 3 4
3. Математика 1 5 6
4. Физика 1 1
5. Химия, биология, география 1 2 3
6. Иностранный язык 1 1 2
7. Физическая культура 2 2
8. ОБЖ 1 1
9. Музыка
10. Изобразительное искусство
11. История и обществознание 1 1 2
12. Технология 1 1
14 Логопед 1 1
ИТОГО   2   9 24 35

 

Распределение учителей-предметников по категориям:

 

Предмет                                      Категория
высшая первая Итого
1. Начальная школа 4ВерзиловаКоврига

Сергеева

Иванова

3КомароваГорбачёва

Тихомирова

7
2. Русский язык 2Петухова Волосухина 2УстюговаСазонова 4
3. Математика 2АлексееваДаниленкова 2БрынчикГолубева 4
4. Физика 1Глазунов 1
5. Химия, биология, география 1Кирпичникова 2СергееваНабережная 3
6. История, обществознание
7. Иностранный язык 1Алексеенко 1
8. Физическая культура 2КалининаШарикова 2
9. ОБЖ 1Морозова 1
12. Логопед 1Кудакова 1
13. МХК 1Мравьева 1
14. ИЗО 1Лопунова 1
ИТОГО 10 16 26

 

Администрация школы

 

Ф.И.О. Дата рождения Должность Специальность Административный стаж, категория 
Муравьева ТатьянаВладимировна   21.01.71г.

Директор

Учитель начальных классов 15 лет, I
Брынчик ИринаЛюбомировна 22.07.67г.

Зам.директора

по учебно-воспитательной работе

Учитель математики и физики  15 лет, I
Лопунова ИринаБорисовна 19.05.76г.

Зам.директора

по воспитательной работе

Учительначальных классов 10 лет, I
Семёнова Марина Николаевна 20.10.1970

Зам.директора,

руководитель ОБЖ

Учитель химии, биологии 17 лет, I

 

Структура методической работы.

 

ШМО Руководитель, категория Кол-во педагогов Специальности
1. Учителей начальных классов Комарова Т.М.1 кат. 10 Учителя начальных классов
2. Учителей русского языка и литературы Волосухина И.Я., высш. 5 Учителя русского языка и литературы
3. Учителей математики,информатики, физики Даниленкова Л.А.высш. 5 Учителя математики
4. Учителей химии, биологии, географии Сергеева В.Н.1 кат. 3 Учителя химии, биологии, географии
7. ШМО учителей физкультуры и ОБЖ Шарикова А.Л.,1 кат. 3 Учителя физкультуры и ОБЖ
8. Классных руководителей Лопунова И.Б.I кат. 18 Классные руководители

 

Исходя из приведенной выше таблицы видно, что большая часть педколлектива вовлечена, как и в предыдущие годы, в работу методических предметных объединений.

В школе действует методический совет, который координирует и организует методическую работу в школе, обсуждает форму участия в школьных и районных мероприятиях, подводит итоги. В него входят все руководители ШМО. На заседаниях МС и ШМО в течение года рассматривались вопросы оказания помощи учителям в прохождении аттестации в связи с новыми требованиями, в применении новых педтехнологий, связанных со здоровьесбережением, в оказании методической помощи учителям в разработке учебных программ, ознакомление с новым ФГОС.

 

Работа методического совета

Для реализации задач методической работы   на текущий учебный год  методическим советом школы разработан  план заседаний на новый учебный год, утверждены графики проведения школьных олимпиад,   программы элективных и предметных курсов  для предпрофильной и профильной подготовки.

На заседаниях методического совета рассмотрены вопросы:
•    представление  опыта работы учителей,
•    организация  работы с одаренными детьми.
•   организация работы со слабоуспевающими учащимися,
•    подготовка к семинарам и педсоветам,
•     отчеты о работе  методических объединений.
•    подготовка к экзаменам,
•    организация работы педагогов над темами по самообразованию и др.
Особое внимание уделялось изучению нормативных документов,   изучению и посещению семинаров по новым ФГОС, по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.

Методическое объединение учителей начальных классов (рук. – Комарова Т.М.).

На основании единой темы работы школы «Самореализация учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе школы» работа МО учителей начальных классов была направлена на изучение ФГОС, ознакомление с работой учителей 4-х классов, которые уже прошли все этапы работы по новым стандартам начального образования. В состав ШМО входит 10 учителей. 3 учителя имеют высшую категорию. В этом учебном году высшую категорию получила Иванова Е.В. Подтвердили первую квалификационную категорию учителя Тихомирова Т.М. и Горбачева С.Н.

Было проведено 4 заседания ШМО. На них рассматривались разнообразные теоретические и практические вопросы. Особенно следует отметить заседание ШМО совместно с учителями-предметниками старшего звена, где обсуждались вопросы преемственности.   Как всегда интересно прошла работа по подготовке и проведению Фестиваля школьных наук, куда ребята начальной школы были вовлечены очень активно.   Активное участие школьники приняли в игре «Кенгуру» и «Русский медвежонок» и получили грамоты, дипломы за свои успехи.

В школе теперь есть кабинет начальных классов (кабинет Верзиловой Н.А.), где можно познакомиться с новой методической литературой, получить пособия, диски для работы и другой материал.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы (рук. Волосухина И.Я.).

Методическая тема – «Совершенствование современного урока и воспитательной системы как средство повышения качества образования в условиях формирования новой школы.

Проведено 4 заседания, где обсуждались следующие вопросы.

  • нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в школе в 2013/2014 уч.году,
  • применение ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы,
  • подготовка к выпускным экзаменам,
  • участие в Фестивале школьных наук,
  • проведение предметных олимпиад, участие в интернет-конкурсах и олимпиадах,
  • работа учителей по новым ФГОС.

Все учителя провели открытые уроки, разнообразные по форме. В рамках ШМО проведены обсуждения этих уроков. Учитель Волосухина И.Я. провела два открытых урока для учителей района. Подтвердили высшую квалификационную категорию Петухова Н.Н., Волосухина И.Я., А Сазонова Л.А. получила первую квалификационную категорию.

Методическое объединение учителей математики (рук. Даниленкова Л.А.).

Тема ШМО – «Совершенствование уроков математики с применением ИКТ в условиях перехода на ФГОС».

Проведено 4 заседания. На них были рассмотрены следующие вопросы:

— изучение работы 5-х классов и 6 а класса по новым ФГОС,

— подготовка и проведение итоговой аттестации,

— проведение и обсуждение открытых уроков, школьных и районных олимпиад, игры «Кенгуру»,

— участие в проведении Фестиваля школьных наук,

— проведение срезов знаний (в том числе и районного) и пробного ЕГЭ и ГИА.

— работа со слабоуспевающими учащимися.

Учителя Даниленкова Л.А. и Алексеева Т.А. провели по два открытых урока для учителей района. Эти учителя в текущем учебном году подтвердили высшую квалификационную категорию. Первую квалификационную категорию подтвердил Глазунов В.А.

Методическое объединение учителей естественно-географического цикла (рук. Сергеева В.Н.)  Было проведено 4 заседания ШМО, работа которых строилась на основе общешкольных задач по изучению и внедрению новых педагогических технологий при работе с детьми во внеурочное время. Были рассмотрены вопросы:

— изучение Закона об образовании,

— работа по новым ФГОС в 5 классах,

— особенности работы с неуспевающими учащимися,

— изучение новинок педагогической литературы по здоровьесберегающим технологиям,

— проведение ЕГЭ по предметам естественно-географического цикла.

Методическое объединение классных руководителей (Лопунова И.Б.)

В состав МО классных руководителей входил все классные руководители школы.     В течение года было проведено 4 занятия. В основном рассматривались вопросы на актуальные темы:

1) Как сделать жизнь в школе интересной?

2) Современные формы и методы работы классного руководителя.

3) Духовно-нравственное воспитание в современной школе.

На занятиях классные руководители знакомились с новинками методической литературы, которая есть в наличии или приобреталась в течение года в кабинет воспитательной работы.

                                     Эффективность методической работы.

Администрация школы стремилась подбирать наиболее эффективные средства и методы педагогического и административного воздействия на участников образовательного процесса, оказывала им методическую помощь и поддержку. В школе проходила следующая работа с кадрами:

  • Тематические педсоветы
  • Проведение Фестиваля школьных наук.
  • Заседания методического совета школы.
  • Работа учителей-предметников через школьные методические объединения.
  • Организация работы по планам самообразования учителей.
  • Организация курсовой подготовки учителей.
  • Аттестация учителей.
  • Посещение уроков, их анализ.
  • Проведение различных внеклассных мероприятий и их анализ.

Следует отметить, что активно и плодотворно проходили тематические педсоветы, они находили отклик среди коллектива. Также доброй традицией стало проведение Фестиваля наук.

«Сдвинулась с места» работы учителей по темам самообразования, Учителям была предоставлена возможность со своими наработками выступать на заседаниях ШМО, делать выставки своих работ, проявить себя при аттестации.

Многие учителя стали использовать в работе ИКТ, что, безусловно, делает уроки интереснее. Этому способствовало то, что на базе школы учителя смогли пройти компьютерные курсы, научиться работать на компьютере. Шире стал применяться в работе интернет.

Курсовая подготовка в текущем учебном году проходила активнее в сравнении в предыдущим годом. Следует отметить, что почти все педагоги прошли курсовую подготовку в связи с требованиями к работе по новым ФГОС, а также второй уровень компьютерных курсов. Результаты таковы.

Nп/п Учитель предмет курсы срок
1 Петухова Н.Н. Русский язык и литература 1)Дистанционные проблемные курсы по ФГОС «Технология целеполагания»2)Проблемные курсы по дистанционному обучению учащихся3)Вибинар «Конструктор урока: инструмент проектирования технологических карт» 20 часов, апрель 

 

 

36 часов, апрель

 

 

 

 

май

2 Алексеенко Е.А. Английский язык Комплексные курсы учителей иностранного языка по ФГОС 2 сессии, 144 чапрель, июнь
3 Овчинникова Е.Ю. Математика Целевые курсы учителей математики по ФГОС апрель
4 Волосухина И.Я. Русский язык и литература 1.Целевые курсы учителей русского языка и литературы «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5-11 классах»2.Семинар «Формирование культурологической компетенции на основе межпредметной интеграции» 2 сессии, 144 чоктябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

5 Глазунов В.А. Физика Целевые курсы учителей физики 2 сессии, 144 чоктябрь
6 Литвинова Е.В. История и обществознание 1.Комплексные курсы учителей истории и обществознания по ФГОС2.Семинар школьных психологов «Психологический мониторинг в условиях реализации ФГОС»   март, июнь 

 

 

 

 

 

 

март, июнь 2014г.

7 Муравьева Т.В. Руководитель Семинар для директоров школ «Управление образовательной организацией в условиях реализации Федерального закона   «Об оргазовании» апрель
8 Шарикова А.Л. библиотекарь 1.Семинар для библиотекарей2.Педагогический марафон по информационно-методическому сопровождению реализации ФГОС май 

 

апрель

9 Брынчик И.Л, завуч Семинар «Образовательные ресурсы издательства «Просвещение» в условиях реализации ФГОС февраль
10 Мертьева А.С., Литвинова Е.В. молодые специалисты Семинар «Подготовка педагогических работников к прохождению аттестации» март
11 Сергеева В.Н. химия Семинар «ИКТ в практики изучения химии» октябрь (2 занятия)
12 Голубева Л.И. информатика Семинар «Деятельность руководителя МО в свете ФГОС» октябрь
13 Лохматова Д.В. английский язык Семинар «Обучение иностранному языку в начальной школе в условиях перехода на ФГОС» ноябрь
14 Даниленкова Л.А. математика Семинар «Урок в условиях реализации требований ФГОС» декабрь

 

Следует отметить, что в 2012-2014 годах все педагоги школы прошли компьютерные курсы на базе районного ресурсного центра (второй уровень), который был открыт на базе нашей школы. Это положительно сказалось на работе пед. коллектива, т.к. активнее стали использоваться ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Аттестация педагогов в 2013 – 2014 учебном году отличалась тем, что учителям пришлось подтверждать свои знания и показывать работу не только в школе или районе, но и на уровне областного ИУУ. Учителя Даниленкова Л.А., Алексеева Т.А., Волосухина И.Я., Петухова Н.Н., Сергеева В.Н., Тихомирова Т.М., Морозова М.Н., Горбачева С.Н., Калинина С.А., Глазунов В.А. защитились на уровне области и подтвердили имеющиеся у них квалификационные категории. Сазонова Л.А. впервые получила первую категорию, а Иванова Е.В. – высшую.

 

Самообразование учителей.

 

В школе все учителя имеют темы по самообразованию, разрабатывают планы работ по этим темам, выступают с результатами на педсоветах, на Фестивале наук.

Темы самообразования учителей

МБОУ «Холмовская средняя общеобразовательная школа»

на 2013-2014 учебный год

 

№ п/п Ф.И.О. Название темы
Сазонова Л.А. Методика тестирования на уроках закрепления и обобщения по русскому языку
Иванова Е.В. Развитие познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Верзилова Н.А. Применение проектной методики на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах
Стульченкова Н.А. Повышение эффективности обучения истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС
Петухова Н.Н. Развитие творческих способностей учащихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы
Волосухина И.Я. Развитие креативных способностей учащихся на уроках русского языка с применением ИКТ
Литвинова Е.В. Психологическое здоровье учителей
Тихомирова Т.М. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках в начальной школе
Устюгова И.В. Развитие творческих способностей учащихся
Голубева Л.И. ФГОС через призму проектной деятельности
Комарова Т.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников
Алексеенко Е.А. ИКТ на уроках английского языка
Сергеева С.А. Развитие устной и письменной связной речи учащихся в начальной школе
Даниленкова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики с применением ИКТ.
Багаева Н.Б. Игровая деятельность на уроках в начальной школе
Морозова М.Н. Связь преподавания предметов естественного цикла с практическим применением
Сергеева В.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Коврига Т.А. Проектная деятельность в начальных классах
Овчинникова Е.Ю. Привитие у школьников интереса к математике
Набережная И.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Горбачева С.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках в начальных классах
Алексеева Т.А. Работа по ФГОС на уроках математики в 5, 6 классах
Брынчик И.Л. Системно-деятельностные подходы в изучении математики в основной школе (ФГОС нового поколения)
Шарикова А.Л. Самостоятельные занятия физическими упражнениями как средство укрепления здоровья
Калинина С.А. Формы самостоятельных занятий уч-ся на уроках физической культуры
Капленко Е.В. Игровая технология на уроках русского языка
Мертьева А.С. Реализация ФГОС на уроках истории
Лохматова Д.В. Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе

 

 

В нашем коллективе работают учителя с большим опытом работы, которые делятся своими методическими наработками, проводят открытые уроки, разрабатывают внеклассное занятие по предметам, проводят олимпиады, выступают с докладами на педсоветах, на заседаниях ШМО и РМО. Так как этот учебный год являлся первым годом работы по реализации Программы развития школы «Образование. Здоровье. Безопасность», учителя на проводимых тематических педсоветах имели возможность подробнее начать знакомиться с этой проблемой, углубиться в неё и начать нарабатывать свой материал.

Необходимо отметить, что многие учителя школы овладели навыками работы с компьютером и продолжили использование возможностей интернета для получения необходимой информации в работе (Голубева Л.И., Верзилова Н.А., Петухова Н.Н., Набережная И.А, Устюгова И.Я., Брынчик И.Л., Муравьёва Т.В., Стульченкова Н.А. и др.). Некоторые учителя стали публиковать свои наработки в интернет-сообществах. Это Волосухина И.Я., Иванова Е.В., Петухова Н.Н. Учитель русского языка Петухова Н.Н. приняла участие в вибинаре «Конструктор урока: инструмент проектирования технологических карт», а также она прошла дистанционный курс обучения по теме «Технология целеполагания» через образовательный портал «Мой университет». Это – новый вид работы для нашей школы.

 

Инновации в содержании образования.

 

1) Проведение итоговой аттестации за курс средней школы по технологии ЕГЭ, за курс основной школы – ИГА в форме тестирования.

2) Работа в экспериментальном 6 А классе по новым ФГОС.

3) Работа 8-х — 10-х классов по учебному плану предпрофильной подготовки.

4) Работа по новым ФГОС начального и основного образования.

 

Инновации в образовательных технологиях.

 

Наряду с традиционными формами уроков в практику работы учителей школы вводятся уроки, где реализуются метапредметные связи в в соответствии с ФГОС. Особенно активно работают в этом направлении учителя Волусухина И.Я., Сергеева В.Н., Набережная И.А. Проводятся уроки-викторины и уроки-путешествия (Верзилова Н.А., Горбачева С.Н.); уроки–поиски (Брынчик И.Л.); проблемно-обучающие зачеты (Алексеева Т.А, Сазонова Л.А.), уроки–сказки (Даниленкова Л.А.), интернет – уроки (Голубева Л.И., Лопунова И.Б.), интегрированные уроки (Волосухина И.Я., Петухова Н.Н., Набережная И.А., Сергеева В.Н.), уроки КВН (Сергеева С.А., Алексеева Т.А.). Также используются следующие педагогические технологии: технология развивающего обучения (Верзилова Н.А., Алексеева Т.А.), КСО (Алексеева Т.А.), проектные методы обучения (Устюгова И.В., Голубева Л.И., Коврига Т.А.), технология развития «критического мышления» учащихся и применение ИКТ (Петухова Н.Н., Волосухина И.Я.). У нескольких учителей имеются свои мини-сайты или странички в интернете на сайте школы. Это учителя Голубева Л.И., Даниленкова Л.А., Петухова Н.Н., Литвинова Е.В., Мертьева А.С.

Постепенно учителя пытаются расширить использование возможностей компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, что представлено в таблице:

       Современные педагогические технологии, используемые в учебном процессе

п/п Ф.И.О. учителя Название информационной технологии Применение
Петухова Н.Н., Набережная И.А.Брынчик И.Л. Мультимедийные учебники Уроки
Голубева Л.И.,Петухова Н.Н., Верзилова Н.А., Стульченкова Н.А., Набережная И.А., Сергеева В.Н.,Муравьева Т.В.

Литвинова Е.В.

Волосухина И.Я.

Комарова Т.М.

Иванова Е.В.

Лопунова И.Б.

Мертьева А.С.

Компьютерные презентации, видеоклипы (Power Point, Movie Maker) Уроки, внеклассные, внешкольные мероприятия
Верзилова Н.А., Петухова Н.Н.,Голубева Л.И., Стульченкова Н.А.Коврига Т.А.

Иванова Е.В.

Комарова Т.М.

Творческие проекты Уроки, внеклассные, внешкольные мероприятия
Петухова Н.Н.Набережная И.А.Брынчик И.Л.

Алексеева Т.А.

Использование интерактивной доски Уроки, внеклассные, внешкольные мероприятия
Голубева Л.И.Лопунова И.Б. Web-дизайн Оформление кабинетов, творческих работ
Голубева Л.И. Лаборатория компьютерной графики и анимации Уроки, элективные курсы, факультативы, кружки
7. Бандуш С.В.Лопунова И.Б. Школьный сайт УВП

 

 

В школе имеется медиатека, которая активно используется в учебной деятельности уч-ся 9-11 классов.

 

Наименование информационно-образовательного ресурса Разработчик Где применяется
Уроки русского языка. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», г.Москва Уроки русского языка
Литература. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», г.Москва Уроки литературы
Биология. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», г.Москва Уроки биологии
География. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», г.Москва Уроки географии
История. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия ООО «Кирилл и Мефодий», г.Москва Уроки истории и обществознания
Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля (7 томов) ООО «Бизнессофт», г.Москва Уроки русского языка
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Аудиоспектакль ООО «Бизнессофт», г.Москва Уроки литературы
Звуковая книга классической литературы. А.И.Куприн. «Поединок» Студия «Звуковая книга», г.Москва Уроки литературы
Школьная хрестоматия. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» Компания «СиДиКом». Аудиокнига. г.Москва Уроки литературы
Школьная хрестоматия. Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Компания «СиДиКом». Аудиокнига. г.Москва Уроки литературы
Школьная хрестоматия. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Компания «СиДиКом». Аудиокнига. г.Москва Уроки литературы
Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы. Поэзия серебряного века. Компания «СиДиКом». Аудиокнига. г.Москва Уроки литературы
А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. Мультимедиа энциклопедия. Республиканский мультимедийный центр, г.Москва Уроки литературы
Электронное учебное пособие. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.М. Леканта. Русский язык. 5 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки русского языка
Электронное учебное пособие. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.М. Леканта. Русский язык.6 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки русского языка
Электронное учебное пособие. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.М. Леканта. Русский язык.7 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки русского языка
Электронное учебное пособие. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.М. Леканта. Русский язык.8 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки русского языка
Электронное учебное пособие. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.М. Леканта. Русский язык.9 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки русского языка
Электронное учебное пособие. Русский язык.5 класс «Просвещение-МЕДИА», г.Москва Уроки русского языка
Русский язык. Семейный наставник. 6 класс. Программно-методический комплекс. НП ООО «ИНИС-Софт», Республика Беларусь, г.Минск, ООО «Хронобус», г.Москва Уроки русского языка
Русский язык. Семейный наставник. 7 класс. Программно-методический комплекс. НП ООО «ИНИС-Софт», Республика Беларусь, г.Минск, ООО «Хронобус», г.Москва Уроки русского языка
1С. Сдаём ЕГЭ по русскому языку. 1 С:Репетитор, г.Москва Уроки русского языка
Фонохрестоматия по литературе. 5 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки литературы
Фонохрестоматия по литературе. 6 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки литературы
Фонохрестоматия по литературе. 7 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки литературы
Фонохрестоматия по литературе. 8 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки литературы
Фонохрестоматия по литературе. 9 класс. ООО «Дрофа», г.Москва Уроки литературы
Интерактивные учебные пособия ООО «Издательство «Экзамен», г. Москва, 2013 Русский язык, литература, география, начальные классы, математика, физика, химия
Электронные приложения к учебникам по ФГОС 5 класс, 6 а класс

 

Электронное приложение к учебнику М.И.Моро «Математика» 1 класс, 2класс, 3 класс Москва «Просвещение» Уроки математики
Электронное приложение к учебнику«Русский язык» 1 класс, 2 класс,3 класс Москва «Просвещение» Уроки русского языка
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 класс, 3 класс Москва «Просвещение» Уроки окружающего мира
Электронное приложение к курсу «Литературное чтение»  ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» Уроки и внеурочная деятельность
Наглядные пособия. Демонстрационные таблицы. Математика. Серия «Начальная школа». Издательство «Учитель» Уроки и внеурочная деятельность
Математика. 3 класс. Универсальный мультимедийный тренажер.  Издательство «Экзамен»  Уроки математики, индивидуальные занятия 
Родная речь. Аудиосборник Издательство РОО «Дом Островского» по заказу МО РФ  Уроки и внеурочная деятельность
Окружающий мир. Интегрированный курс для начальной школы. Издательство «Дрофа» Уроки
Музыка. Учебное электронное пособие Издательство «Дрофа» Уроки и внеурочная деятельность
Ступеньки к школе. Ступеньки к грамоте. Мультимедийная презентация Издательство «Дрофа» Уроки письма
Электронное приложение к учебнику «Технология» 1 класс, 2 класс,3 класс Москва «Просвещение» Уроки технологии

 

 

Анализ методической работы школы показал, что методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний методического совета, школьных МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2013-2014 учебный год выполнены.

Между тем, есть нерешенные проблемы:

— невысок уровень навыков самоанализа у учителей;

— хорошо организована методическая работа, но не всегда достаточно влияет на повышение качества образовательного процесса;

— недостаточно активное включение и участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства.

   Учитывая выше сказанное, будут уместны следующие рекомендации:

  1.    Продолжить работу по основным направлениям методической работы.
  2. Продолжить мониторинг результативности работы педагогических работников.
    работы.
    3. Способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся, сделать одним из приоритетных направлений работы школы создание системы поддержки талантливых детей. Необходимо поставить перед собой следующие задачи:
  1. Обновление банка данных «Одаренные дети».
  2. Увеличить численность учащихся, получивших призовые места на различных конкурсах, олимпиадах.
  3. Использование Интернет-ресурсов для работы с детьми.
  4. Повысить  ИКТ  компетенция учащихся, т.е. увеличить количество участников дистанционных олимпиад и конкурсов.
  5. Учителям-предметникам спланировать индивидуальную работу с одаренными детьми, ориентировать свою деятельность  на результат.

 

Задачи методической работы на 2014-15 учебный год
1) В 2014 — 2015 учебном году продолжить работу по методической теме школы:

«Совершенствование современного урока и воспитательной системы как средство повышения качества образования в условиях формирования новой школы». Каждому учителю провести открытый урок с использованием ИКТ.

  • Способствовать формированию инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.
  • Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
  • Овладение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
  • Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.
  • Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
  • Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
  • Провести педагогические тематические советы:

Ноябрь:  «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний учащихся».

Январь: «Развитие воспитательного потенциала школы».

Март: «Профессиональное портфолио в системе методической работы образовательного учреждения».

Директор школы                                                   Т.В.Муравьёва