Просмотр по

История школы

foto_gfПервая школа в Холме была открыта в 1849 году. Указывалась она поселенской школой, что означало – сельской, и предназначалась для обучения исключительно крестьянских детей. Содержали школу сами родители учащихся. Кто был первым учителем Холмовской школы, сколько тогда в ней обучалось детей, и где она в селе размещалась, к сожалению, в архиве никаких данных не сохранилось. О ней имеются сведения более позднего времени. Так, в 1867 году учителем Холмовской школы значится сын Холмовского священника, уволенный из Смоленской духовной семинарии – Владимир Верзилов. В школе занималось 33 учащихся. Жалованье учителю платили крестьяне из своих сборов от 50 рублей в год.

В первые годы своего существования школа несколько раз закрывалась. Причинами этого было отсутствие у крестьян средств на её содержание. Как только в стране случался неурожайный год и наступал голод, а таких голодных годов в царской России был каждый третий, то крестьяне от содержания учителя отказывались, и школа прекращала своё существование. Оказалась школа закрытой и в шестидесятые годы прошлого столетия (19 века). Но в урожайном 1870 году, когда положение крестьян несколько улучшилось, школа работу возобновила. С этого года Холмовская школа больше уже не закрывалась.

В 1874 году крестьяне построили специальное здание, оно состояло из связи двух небольших крестьянских изб. 17 сентября этого же года волостной сход крестьян вынес решение: впредь ежегодно на найм учителя и содержание помещения собирать по 15 копеек с надела земли (надел = 4,5 десятины). Это давало в год 265 рублей. 11 декабря 1874 года волостной сход снова занимался вопросом школы. На этом сходе было решено сбор с надела повысить до 20 коп. Это давало уже сумму в 350 рублей и значительно укрепляло материальную базу школы. На период с 15 декабря 1874 г. по 1 июля 1875 года сход нанял учителя, окончившего Смоленскую духовную семинарию, Василия Петровича Полканова. Ему предоставили бесплатную квартиру и за учебный год выплатили 150 руб. жалованья. Холмовская школа была предназначена крестьянских детей Холмовской волости. Она была единственной школой на 52 деревни волости. В 1875 году в ней обучалось 60 детей, т.е., в среднем, по одному ребёнку с деревни. Содержали школу сами крестьяне. Государство тогда участие в содержании школ участия не принимало. Однако, не смотря на это, в школу могли приниматься и дети других сословий, как дети обедневших дворян, торговцев, ремесленников и служителей церкви или дети из других волостей. На такой случай волостной сход оговорил такой пункт: для детей этой категории в школе устанавливалось платное обучение – 10 руб. в год. 20 февраля 1875 года сход по вопросу школьного здания принял такое решение: школьное здание нас пока устраивает, но скоро оно станет недостаточным. Желательно при школе иметь квартиру учителя и комнату для ночлега детей из дальних деревень. Было решено начать понемногу накапливать средства для постройки под школу нового здания. Этот же сход избрал двух попечителей школы: местного помещика графа Алексея Сергеевича Уварова и священника села Холм Ивана Верзилова. В обязанность попечителей входило, главным образом, заботиться об изыскании средств на содержание школы.foto_bd

В 1878 году для школы было построено новое здание. Однако достаточных средств на строительство школы собрано не было. По площади новое здание оказалось не более просторным, чем было старое. Квартиры учителя и ночлежной комнаты снова не было. В 1879 году по причине тесноты школьного помещения 40 детям в приёме в школу было отказано. 26 сентября 1880 года попечитель школы граф Уваров предложил волостному сходу крестьян расширить школьное здание, пристроив к нему несколько комнат. Для этой цели он обещал бесплатно отпустить лес. Приобретение же другого строительного материала, вывозку леса и само строительство крестьяне должны были принять на себя. Но у крестьян такой возможности тогда не оказалось. За помощью они обратились к уездному земству: прося отпустить им 581 руб. 80 коп. земство в отпуске средств отказало. Школа осталась в своих прежних размерах. Многие дети снова не могли попасть в школу. Этим положением решил воспользоваться священник Холмовской церкви Оглоблин. 17 декабря 1885 года он доносил своему епархиальному начальству: в селе Холме имеется земское училище, но оно не будучи в состоянии по тесноте школьного помещения принять в школу всех детей, желающих учиться, прошу вашего разрешения на открытие в Холме церковной школы. Такое разрешение было дано. В селе Холм была открыта церковная школа грамоты. Так, в Холме стало две школы: земская и церковная. Школа грамоты разместилась в церковной сторожке. Преподавателями её стали члены церковного приюта. Но соперничать церковной школе с земской было трудно. Церковная школа не имела ни своего здания, ни подготовленных учителей. Не была она обеспечена необходимыми средствами для существования. Родители весьма неохотно отдавали своих детей в церковные школы. По уровню программы и по постановке учебно-воспитательного процесса, церковные школы стояли гораздо ниже земских (народных) школ. Вскоре церковная школа в Холме была закрыта, и учащиеся из неё перешли в Холмовскую земскую школу. 27 декабря 1886 года крестьяне в своём постановлении записали: «школьное помещение очень тесно, дети по-прежнему остаются вне школы, ночлежной комнаты нет. В осеннюю распутицу и зимнюю непогоду дети вынуждены проходить до школы по несколько вёрст. «Построить новое здание для школы у нас нет средств, — писали они, — но и оставаться в старом здании невозможно». И здесь же решили: надстроить над существующим зданием школы второй этаж. Это потребует сравнительно небольших расходов и на время разрядит обстановку. На возведение второго этажа потребовалось 250 рублей. 50 рублей крестьяне собирали, а 200 рублей снова просили у земства и попечителя школы Уварова. Когда над школою был построен второй этаж и откуда крестьяне достали средства на его постройку – неизвестно. Однако, второй этаж был построен. Школа тогда размещалась на площади села, позади церкви, саженях в 50 от неё. После возведения второго этажа в школе появились квартиры учителей и ночлежные комнаты для учащихся, но учебная площадь школы осталась прежней. Кубатура воздуха на ученика не превышала трёх кубических аршин. Школу посещали дети из 30 деревень. 24-м детям за неимением в школе места в приёме было отказано. С 1886 года учительницей Холмовской школы работала Соф. Тр. Дмитроченко, помощницей учительницы с 1892 года состояла Ел. Петр. Белявская. В школе было три группы (класса). В 1896 году в них обучалось: в младшей – 35 человек, было переведено в следующую группу 27; в средней группе обучалось 52 ученика, переведено в следующую группу – 15, и в старшей группе значилось 18 детей, школу окончило 14 человек. Занятия в 1896 году начались 26 сентября (8 октября нов. стиля) и закончились 24 апреля (6 мая нов. стиля). Наконец, в 1897 году здание для школы было построено. Средства на строительство школы отпустил попечитель школы – граф Уваров. Постройка нового здания обошлась в 3 500 рублей. Для такого крепкого помещика, каким был Уваров, эта сумма не была обременительной. Крестьяне, работая на Уварова за бесценок, создавали ему не такой капитал. Новое здание школы было вынесено на край села, примерно на версту от графского особняка по дороге в Казулино (с правой стороны дороги). По тому времени новое здание школы было большим и … Первая классная комната была размером 14 на 12 аршин, вторая – 12 на 10. кубатура на ученика повысилась до 11 кубических аршин или была в три раза больше, чем в старом здании. При школе были квартиры для учителей, на 25 человек ночлежный приют и учительская комната. В 1897 году в Холмовской школе училось уже 135 детей, из них 16 девочек. Школа обслуживала 28 деревень. Школу посещали из деревень:

1. Богдаши……3 м.

2. Бычки………3 м.

3. Бартенево…..1 м.

4. Вырубово…..3 м.

5. Веретенино..8 м.

6. Гусево……..4 м.

7. Глушково….6 м., 1 д.

8. Кашино……2 м.

9. Казилово…..4 м.

10.Квасово……3 м.

11.Лехмино…..6 м.

12.Михалёво…….1 д.

13.Нестерово…4 м.

14.Некрасово…9 м.

15.Оладьино…….3 м.

16.Орехово………5 м.

17.Пустошка…….4 м.

18.Пузиково……..1 м.

19.Плетники……..4 м.

20.Репище………..5 м.

21.Романики……..3 м.

22.Ребиково………2 м.

23.Саново………..4 м.

24.Тешонки………3 м.

25.Фастово……….5 м., 1 д.

26.Холм…………..16 м., 13 д.

27.Чёрново……….4 м. Итого: 119 м., 16 д. (135)

Успеваемость в школе была исключительно низкая. Так в 1897 году из 49 учащихся второй группы было переведено в третью только 19 человек, или 38%.в течение учебного года 25 детей (23%) из школы выбыли. Всё это объясняется тем, что для нормальных занятий в деревне тогда отсутствовали условия. В плохую погоду из-за отсутствия одежды и обуви дети часто пропускали занятия. Неграмотные родители оказать детям помощь в подготовке уроков были не в состоянии. Дети часто снимались с занятий в школе на целые недели. Они нужны были в семье на хозяйственных работах: гоняли лошадей во время возки дров и леса, нянчили младших братьев и сестёр и т.д. С 1 сентября 1897 года вторая учительница Е.П.Белявская с работы в Холмовской школе уволилась, и на её место была назначена М.М.Березина. С 7 ноября 1901 года учительницей работала Юл. Ал. Маркевич. Помощницей учительницы с 17 сентября 1902 года была назначена Ефр. Конокотина и второй помощницей – О.С.Попова. с 16 сентября 1903 г. на работу заступили Ал-а Баратынская и Ал. С. Гулевич. 25 августа 1905 года помощницей учительницы прибыла Ек.П.Филиппович, она проработала в Холмовской школе до 1908 года. Школа, хотя и обслуживала всю волость, однако большой она никогда не была. Вот данные количества учащихся в школе: 1867 год – 33 учащихся; 1880 год – 43 учащихся; 1889 год – 77 учащихся; 1896 год – 105 учащихся; 1897 год – 110 учащихся; 1898 год – 135 учащихся; 1899 год – 140 учащихся; 1900 год – 125 учащихся; 1902 год – 141 учащихся; 1913 год – 178 учащихся.foto_dev1sС 1 сентября 1909 года Холмовская одноклассная школа была реорганизована в двухклассную с пятилетним курсом обучения. Уездное земство школу приняло на своё полное содержание. Во дворе школы было возведено двухэтажное здание. Второй этаж был не над всем зданием школы и предназначался для квартиры заведующего школой. Здесь же во дворе школы было построено второе небольшое помещение в две комнаты под столярную мастерскую. Посередине двора был вырыт пруд. Учебным корпусом школы стало новое здание, построенное во дворе. В нём было пять классных комнат. Посредине здания шёл коридор с большим итальянским окном в конце, в сторону деревни Саново. Длиною главное здание было36 аршин и шириною – 24. стена между двумя классами (слева по коридору) была разборной. В торжественных случаях стена разбиралась, и тогда из двух классных комнат получался большой зал. Кроме классных комнат в главном здании имелась комната для библиотеки, раздевальная, тёплая уборная, комната для сторожа и учительская. Световая площадь в классах была достаточной, кубатура – нормальной. Но парты по росту учащихся подобраны не были, и сиденья у парт были без спинок. Здание, построенное Уваровым под школу в 1897 году и стоявшее у самой дороги, теперь было приспособлено под общежитие. В спальне 12 на 11 аршин помещалось 40-50 мальчиков. В ней было тесно и неудобно, почти всю спальню занимали нары в два этажа. Общежития для девочек в школе не было. Однако зимою несколько девочек в школе ночевать оставались. Они ночевали в столовой общежития, к стенам которой были приделаны откидные доски. Эти доски выдвигались и ночью служили кроватями для девочек. Вот как в 1913 году учащиеся распределялись по отделениям (по классам): I отделение: 38 мальчиков и 13 девочек = 51 II отделение: 25 мальчиков и 16 девочек = 41 III отделение: 22 мальчика и 14 девочек = 36 IV отделение: 31 мальчик и 7 девочек = 38 V отделение: 10 мальчиков и 2 девочки = 12 Итого: 126 мальчиков и 52 девочки = 178 Учительницы Конокотина и Дльманович в 1909 году из Холмовской школы выбыли. На их место были назначены Ак. Соколов и А.И.Соколова, а с 1 декабря 1909 года и Е.В.Граблина. Заведующей школой была назначена Соколова, а в январе 1915 года заведующим школой уже значится Соколов. В четвёртом и пятом классах преподавание велось предметное. Вот чему учили ребят в двухклассном земском училище: 1. Закон божий 2. Славянское чтение 3. Русский язык 4. Арифметика 5. Геометрия 6. Русская история 7. География 8. Естествознание Кроме этих предметов во внеклассное время для девочек отводилось 3 часа в неделю на рукоделие, а для мальчиков 3 часа на столярное дело. В 1913 году Холмовское училище было обследовано инспектором народных училищ. Инспектор работе школы дал следующую оценку: «К сожалению, постановка дела в школе не обещает будить мысль ребёнка». «Увлечение отвлечённостью и сухим формализмом проходит сквозь весь курс. И это буквально по всем предметам». «Вся эта учёба трудна, потому что она отвлечённа и скучна, и противна, потому что трудно». «Поэтому дети без сожаления покидают школу, проучившись всего два года… Надо дело изменить так, чтобы дети были постоянно заинтересованы работой и новыми открывающимися перед ними знаниями. Нельзя спешить с сообщением новых сведений, нужно, чтобы они были бы восприняты не механически, а сознательно». В коротких, но предельно ясных выражениях инспекторского акта была выражена вся суть системы обучения в старой дореволюционной школе. На первом плане стояла зубрёжка, оторванность изучаемого материала от жизни, формализм и никакой живой мысли, никакой заинтересованности детей в учёбе. Этот акт принадлежит перу инспектора народных училищ Бельского уезда С.Л.Кулюкину. В личной жизни это был человек с некоторыми странностями, но как педагог высоко эрудированный, знавший в совершенстве весь педагогический процесс школы. Автор книги для чтения после букваря, автор сборника стихов, человек с манерами старого режима и в то же время в педагогике весьма прогрессивный деятель. Это видно и из его акта обследования Холмовской школы. В первые годы советской власти в Холме была открыта школа II ступени, впоследствии реорганизованная в девятилетку. Школа разместилась в бывшем графском особняке. В 1928 году заведующим девятилеткой был Д.С.Соколов, учителями математики – Н.Я.Жегалов, языка и литературы – А.Н.Смирнов, химии и биологии – В.А.Лебедев и обществоведения – В.В.Криштофович. Бельский отдел народного образования (УОНО) должного контроля за работою школы не осуществил. Учебно-воспитательный процесс в школе оказался запущенным. Дисциплина отсутствовала. Ребятам старших классов ничего не стало коллективно уйти с уроков и весь день проболтаться без дела по посёлку. В результате этого весною 1928 года в Холмовской школе разразился большой скандал из 12 учащихся выпускного девятого класса, школу окончил только один ученик (В.Румянцев). Бельский уездный комитет партии (УКОМ) создал специальную комиссию, которой и поручил заняться изучением создавшегося в школе положения. Возглавить эту комиссию УКОМ партии поручил автору этих строк. Комиссия изучала положение в школе в течение недели. Помимо всего прочего она присутствовала на объединённом общешкольном собрании учащихся и учителей. Собрание проходило при исключительной активности учащихся и особенно пионеров и комсомольцев. Была вскрыта вопиющая картина состояния школы. По докладу комиссии УКОМ партии принял решение о полном обновлении педагогического коллектива школы. На работу в школу было послано три коммуниста. По тому времени это было роскошью. В качестве заведующего школой был назначен коммунист Н.Ем.Добролинский, заведующей начальными классами назначалась коммунистка Е.А.Сахарова, преподавателем обществознания (истории) коммунист И.Я.Поляков. так, автор этих строк в июле 1928 года стал преподавателем Холмовской школы. Завучем школы, он же и преподаватель языка и литературы, был назначен И.П.Барабанов, немецкого языка и географии – Ан.Верещагин, математики и физики – Н.В.Железный, химии и биологии – А.П.Пузицкая, а затем В.П.Сироткин. Школа из девятилетки была реорганизована в школу крестьянской молодёжи, несколько позже – в школу колхозной молодёжи. В связи с реорганизацией школы количество классов в школе сократилось. Пятые – восьмые классы из бывшего графского особняка были переведены в здание начальной школы на край села. В графский особняк перешли волисполком, волостной комитет партии и почта. Бывшее здание волисполкома (двухэтажное, деревянное, стоявшее рядом с кладбищем) было передано школе под квартиры учителей. В нём же было размещено и два начальных класса. Вся эта реорганизация была произведена летом 1928 года. И.Я.Поляков 5 января 1967 г. БССР, Зельва (Стиль и орфография автора сохранены). В первые годы советской власти школа стала семилетней, а потом девятилеткой. Первыми учителями стали Евтихов А.Д., Соловьёва Е.М., Верещагин. В 1939 году в школе была создана комсомольская организация. Директором школы был Галиченко Е.В. В 1933-34 г.г. школу закончили П.М.Михайлов и М.Г.Гуренков – генерал-майор, преподаватель военной академии. С 1936 года школа стала называться средней. За это время (данные на момент 1991 года) был 51 выпуск. Окончили школу 3100 человек. Из 27 учеников выпуска 1941 года на войне погибло 18. С золотой медалью школу закончил 1 человек, с серебряной – 14.


(Из архива Зайцевой Л.Г.)

все виды страхования www.bosvis.ru в Саратове