Просмотр по

План работы учителя-дефектолога на 2017-18

 

Пояснительная записка

Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе определяется целью деятельности учителя-дефектолога — обеспечить своевременную специализированную помощь обучающимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с особыми потребностями , что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.

Основные задачи:

  1. Коррекция и развитие мыслительных процессов, всех видов памяти и внимания;
  2. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации обучающихся с отклонениями в развитии в обществе;
  3. Своевременное предупреждение и преодоление обучающимися общеобразовательных программ;
  4. Разъяснение среди педагогов и родителей (законных представителей) детей с особыми потребностями, специальных знаний в области дефектологии, в целях максимальной помощи данной категории детей и осознании важности поставленной проблемы в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Основные направления деятельности:

  1. Организационно-методическое
  2. Диагностическое
  3. Коррекционно-развивающее
  4. Просветительно-профилактическое
  5. Аналитическое

Организационно-методическое     направление     предусматривает    деятельность,     которая                                                             способствует     дальнейшей             плодотворной практической работе учителя-дефектолога в течении всего учебного года.

Диагностическое направление предполагает проведение фронтальной и углубленной диагностики познавательной сферы обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования, обучающиеся, которые имеют различного рода отклонения и испытывающие трудности в обучении, зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий и на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу.

Коррекционно-развивающее  направление  предусматривает     проведение  занятий  по  коррекции  и  развитию    познавательной  сферы обучающихся:

  • развитие внимания, памяти обучающихся , активизация процессов запоминания и воспроизведение;
  • развитие и активизация мыслительных операций;
  • развитие творческих способностей и обучение применению их на практике;
  • формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

В просветительно-профилактическом направлении подразумевается оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости, в предоставлении рекомендаций по преодолению различного рода трудностей в воспитании и обучении детей.

Аналитическое направление, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать  программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями обучающихся.

 

 

Содержание деятельности

 

Цели Конкретные действия, мероприятия Документ Ответствен ные Сроки
Организационно-методическое направление
1.Планирование деятельности на новый учебный год.

2. Подготовка теоретического и дидактического материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ.

1.       Составление плана работы на год

 

2.                   Подготовка к фронтальному обследованию обучающихся, имеющих отклонения в развитии.

 

3.                        Зачисление и комплектование подгрупп, составление индивидуального расписания занятий.

 

4.Оформление              индивидуальных                                       карт сопровождения.

5.               Оформление документации, подбор учебного материала.

6.                          Разработка специальных индивидуально- ориентированных, групповых коррекционно- развивающих программ.

 

План работы

 

Журнал диагностики списки обуч-ся с ОВЗ

расписание

 

Карты                      развития школьника

Журналы Основная документация Программы

Дефектолог Дефектолог

 

Дефектолог

 

 

Дефектолог Дефектолог

 

Дефектолог

 

 

 

 

01.09.17.-

05.09.17

Август Сентябрь

Сентябрь

 

Август- сентябрь Август- сентябрь

 

 

 

Диагностическое направление
1.Выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

2. Выявления «уровня обченности»,т.е. степени овладения УУД в соответствии с возрастными нормами.

3. Дифференциация

1.    Фронтальное углубленное обследование обучающихся с ОВЗ на начало и конец 2017/2018уч.г.,          определение          уровня сформированности    психических процессов

 

2. Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения

 

 

 

3. Диагностика обучающихся по запросам

 

 

4.  Углубленное обследование и коррекционное сопровождение обучающихся представленных на ПМПК.

 

 

Журнал диагностики,характе ристика

Протоколы обследования.

 

 

 

 

Дефектолог,

кл. рук.

 

 

 

1-15

Сентября, 15-31 Мая

 

 

В течение уч.года

 

 

 

В течение уч.года

 

По запросу в течение уч.года

Коррекционно-развивающее направление
1.Изучение и отслеживание уровня развития познавательной деятельности школьников с ОВЗ.

2.       Построение эффективного коррекционно- развивающего обучения и развития школьников с ОВЗ.

3.       Охрана и укрепление

1.Организация и проведение индивидуальных групповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями,обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность, а именно:

—   развитие и активизация мыслительных операций;

—               формирование пространственно-временных представление;

—     формирование разносторонних представлений о предметах        и          явлениях    окружающей

Журнал        контроля индивидуальных     и групповых занятий Программы Дефектолог В течение уч.года

 

физического и психологического здоровья обучающихся. действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

—                     формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

—       формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы.

—         формирование способов социальной адаптации в обществе и развитие социальных навыков детей с ограниченными возможностями

2. Участие детей с ОВЗ  в викторинах и олимпиадах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал                     викторин и заданий олимпиад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I полугодие II полугодие

Просветительно-профилактическое направление
1.       Дальнейшее развитие комплексного ведения всеми участниками образовательного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

2.       Развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.       Повышение уровня самообразования и профессионализма.

1. Взаимодействие с педиатром по отслеживанию динамики развития обучающихся с ОВЗ. Оказание взаимообратной консультативной помощи.

 

2.Оказание консультативной помощи родителям обучающихся с ОВЗ, педагогам, воспитателям ГПД (в индивидуальной и групповой форме).

 

3.  Посещение уроков 1-4 кл. с целью отслеживания динамики развития.

 

4.     Выступление на родительских собраниях, пед. советах, совещаниях (по запросу).

5.    Участие в работе МО (по запросу)

 

6.         Участие во внутришкольных мероприятиях по проблеме детей, имеющих особые образовательные проблемы.

 

 

Журнал                    консульт., метод.материалы

 

Дефектолог, педиатр

 

 

 

 

В течение уч.года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77.Планирование работы на новый учебный год

 

 

 

годовой план

 

Дефектолог

 

Май-июнь

 

В течение года

Аналитическое направление
1.       Дать сравнительную оценку качества работы.

2.       Отслеживать динамику изменений результатов от года к году.

3.       Отслеживать эффективность обучения детей по адаптированным  программам.

1.Анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающихся и оценка его эффективности.

 

2.                       Осуществление             междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМКк.

 

3.     Подготовка аналитических справок по итогам обследования обучающихся с ОВЗ на начало и конец обучения.

 

4.     Подготовка  отчета по итогам работы за 2017/2018 уч.г.

Аналитические справки

 

 

Журнал консультаций

 

 

Аналитические справки, результативные таблицы Годовой отчет

Дефектолог

 

 

 

Дефектолог, участники ПМПк

 

Дефектолог

 

 

 

Дефектолог

В течение года

 

 

По плану ПМПк

 

 

Сентябрь, январь, май

 

 

Май-июнь

Основными показателями достижений результатов моей работы можно считать, развитие положительной динамики в сфере формирования и развития  ребенка с ограниченными возможностями здоровья,  как личности, а именно:

  1. формирование и развитие способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья ,приемов умственной деятельности и всех психических процессов в целом, развития умений использовать на практике полученные знания и навыки;
  2. формирование и развитие коммуникативной и социальной компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья. во взаимодействии со взрослыми людьми и детьми; социально-бытовой адаптации в обществе.

Таким образом, в своей работе я должна активно включаться во все сферы образовательного процесса. Организовывать свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, медсестрой разрабатывать и реализовывать комплексные программы коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовать в заседаниях     школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.

 

                                                                                   

                                                                                        План работы составила: _____________ учитель-дефектолог И.Л.Князева